Российская газета,
9 сентября 2015 г.
Вылет снова отложен
626 просмотров
Бесплатное или льготное предоставление лекарств амбулаторным больным на ранних стадиях заболевания однозначно выгодно государству. Мировой и российский опыт показывает, что это позволяет серьезно сэкономить на госпитальном лечении, сокращает смертность. Согласно Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года, утвержденной минздравом в 2013 году, в 2015-16 годах должны быть опробованы различные схемы лекарственного возмещения в ряде российских регионов, а повсеместный переход к системе начнется в 2017 году.
В начале 2015 года были определены критерии отбора регионов для пилотов. Они предполагают, что регион, который будет в этом участвовать, имеет нормальные информационные системы, отлаженный механизм лекарственного обеспечения и учет пациентов. Какие модели отобраны для проекта, пока не сообщалось. Если отвлечься от перечня препаратов, которые должны быть в системе, от объема финансирования и от категорий населения, то организационных схем может быть пять. Первая модель, не включенная в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), существующая автономно, по принципу добровольного медицинского страхования (ДМС), когда люди сами покупают полис с расширением, включающим лекарства. Или это может быть отдельная программа лекобеспечения. Такие полисы продавали несколько страховых компаний, но опыт был не слишком успешным. Остальные модели - те, что погружаются в систему ОМС. Разница состоит в том, как осуществляется расчет внутри системы. Теоретически кто бы ни выступал в качестве продавца лекарств (производитель, дистрибьютор, аптека), компенсацию могут осуществлять четыре участника. Вторая модель - когда счета аптек принимает департамент здравоохранения и сам рассчитывается с ними или с провайдерами лекобеспечения, участвующими в системе. Третья модель - когда это делает территориальный ФОМС, и тогда деньги на леквозмещение включаются в программу госгарантий или в систему ОМС. Модель четвертая - когда лекарства оплачивает пациент, а потом получает полное или частичное возмещение их стоимости от фонда либо от департамента здравоохранения или иного уполномоченного органа. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, но они представляются все-таки нерациональными. Для них нужно создать целую систему учета, и для пациента это неудобно, особенно если он живет в отдаленном районе. Но главный недостаток в том, что здесь отсутствуют противозатратные стимулы – выписка осуществляется в ЛПУ, а платит третья сторона, которая не влияет на обоснованность расходов. Поэтому мы столкнемся с лавинообразным ростом затрат, как уже было в начале внедрения системы ОНЛС, и просто дискредитируем систему на взлете. Мне представляется наиболее интересной и менее затратной пятая модель, когда ЛПУ само рассчитывается с аптекой. В рамках тарифа ОМС медучреждения получают средства, идущие на возмещение стоимости лекарств, и сами взаимодействуют с аптекой. Здесь тоже есть свои нюансы. ЛПУ будет выписывать эффективные лекарства, если критерием оценки его работы будет результат лечения. Тогда противозатратный механизм сработает. Если же эту цель не ставить и дать возможность сэкономленные средства направлять на нужды ЛПУ, врачи перестанут выбирать лучшие, но дорогие лекарства, а то и просто начнут экономить на выписке, переходя к исцелению словом. И это серьезный риск. К тому же это сложная модель для ЛПУ. Но если она выстроена правильно, то легко вписывается в систему ОМС. Важно только ввести индикаторы эффективности. Часто говорят, что нужно включать в схему страховщиков. Но с ними будет то же самое, что и с департаментами здравоохранения и фондами: если нет возможности влиять на эффективность и обоснованность выписки, то система не состоится. Так что пятая модель все же перспективнее. Как будет выглядеть все на практике? Пациент приходит в аптеку с рецептом, берет препарат, выписанный по МНН (фактически получает его бесплатно), аптека принимает рецепт и отдает плательщику. Или пациент берет не то, что ему предлагают, а доплачивает за более дорогой препарат. В системе ОМС такие отношения не налажены только с аптекой. Для включения аптек в систему ОМС требуется их подключение к информационной системе и формирование биллинга, т.е. счетов. В 1997-1998 гг. страховые компании отрабатывали эту модель в Москве. На это потребовалось 2-3 месяца, и система заработала. В чем сложность любой модели? Во-первых, в системе ОМС не отработан механизм соплатежа. Непонятно, как эти деньги от пациента принимать, учитывать, как пересчитывать тарифы. Во-вторых, необходим расчет риска и затрат на эту систему (тарифы). В-третьих, важно, чтобы выписка лекарств была обоснованной. Но все решаемо. Чтобы система начала функционировать, нужны первоначальные инвестиции - аптекам потребуются программное обеспечение, авансовое количество препаратов и т.п. И обязательно нужно отработать модель соплатежей, чтобы пациенты могли с небольшой доплатой покупать те препараты, которые предпочитают. Но эту модель нельзя распространить на все льготные препараты, среди них есть очень дорогие. Поэтому было предложено начать с препаратов, которые и так есть в аптеках и востребованы у пациентов, не имеющих льгот, чтобы не проводить аукционные закупки. Но регионы, которые понимают, что это позволит уйти от необходимости аукционов и связанных с ними сложностей, должны пойти на проведение пилотов. Без отработки механизма соплатежа, без понимания реакции населения и без включения всех участников в информационный обмен дальше двигаться сложно. Эксперимент по леквозмещению в Москве и МО в 1997 г. Оказался успешным, затем его повторили в ряде регионов. Первые полгода привели к экономии 25% средств программы, потому что налаживались учет, обоснованность выписки лекарств, уходило избыточное назначение, выписывание льготных рецептов людьми, не имеющими на это права, и др. Менялись и реакции населения, потому что врачи находились под контролем: было видно, когда специалисты выписывали неадекватные для своей специальности или для поставленного диагноза препараты. Качество лекобеспечения при этом повысилось, причем контроль был автоматизированный. Система леквозмещения - это мощнейший управленческий инструмент. Она снижает нагрузку на стационары, предотвращает утяжеление многих заболеваний. Потери, которые мы несем из-за отсутствия этой системы, значительно больше, чем те деньги, которые в нее надо поначалу вложить. Пилоты, проведенные правильно, это наверняка докажут.
Лариса ПОПОВИЧ, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики»
Комментарии
Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, вице-председатель совета директоров AIPM:
- Мировая статистика показывает, что результативность работы системы здравоохранения зависит от бюджета. В нашей стране затраты на здравоохранение ниже, чем в развитых странах. Поэтому вопрос эффективности использования средств в системе лекарственного страхования является одним из главных. Оценка эффективности затрат должна учитывать не только процесс лечения, но и его конечный результат - насколько он соответствует ожидаемому у конкретного пациента. Это влияет на достижение ключевых показателей системы здравоохранения по смертности, заболеваемости и инвалидизации. Лечение заболеваний, которые дают максимальный вклад в эти показатели, должно быть профинансировано за счет государства в первую очередь. Несомненно, задача государства - обеспечить доступ к препаратам с доказанной клинико-экономической эффективностью. Не менее важно и то, кто является держателем бюджета. Логично, если это врач первичного звена, который принимает пациента на первом этапе, организует процесс лечения и дает дальнейшие направления. Тогда он будет нести ответственность за конечный результат и сможет влиять на управление бюджетом. Значима и роль соплатежей: они могут быть эффективным инструментом для мотивации к ведению здорового образа жизни, коррекции факторов риска и сохранению приверженности лечению. Здесь также могут быть применены страховые инструменты.
Кирилл Данишевский, директор по выводу и доступу препаратов на рынок, подразделение признанных на рынке препаратов компании Abbott:
- Лекарственное обеспечение является основой оказания медицинской помощи, регламентируется клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи. По оценкам экспертов, при амбулаторном лечении бесплатные лекарства получают лишь 10% граждан, в основном, льготные категории. Реализация пилотных проектов в области лекарственного возмещения позволит разработать оптимальную модель обеспечения лекарственными препаратами при амбулаторном лечении для всех категорий граждан и таким образом сформировать рациональную и сбалансированную систему здравоохранения.
Вся пресса за 9 сентября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Госфиннадзор: В стране растет рентабельность страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РЕН-ТВ, 12 февраля 2025 г.
Эксперты назвали самые крупные выплаты за травмы путешественников в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поддерживаемый правительством пул киберрисков будет способствовать более широкому внедрению киберстрахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Перестраховщикам следует отдать приоритет ИИ и машинному обучению в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 12 февраля 2025 г.
В ДНР за год оформили более 257 тыс. договоров ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Депутат предлагает упростить процедуру страховых выплат
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 12 февраля 2025 г.
Страховщики назвали самые угоняемые авто в РФ в 2024 году, в лидерах - Chery
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Большинство крупных утечек данных страховщиков происходят в результате атак со стороны третьих лиц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Хабаровские вести, 12 февраля 2025 г.
Урегулировать убытки по ОСАГО теперь можно через сайт или приложение
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
СенатИнформ, 12 февраля 2025 г.
Садоводам и виноградарям могут расширить доступ к агрострахованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 12 февраля 2025 г.
Добросовестное поведение – залог доверия на финансовом рынке
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 12 февраля 2025 г.
Комплекс полноценности
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили лишить страховщиков ОМС доходов от штрафов клиникам
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|